Ирина Лозовская
  • Перу.
    Каньон Колка. Кондор.
  • Перу.
    Долина Урубамба.
  • Перу. Чинчеро,
    "Деревня радуги".
  • Перу.
    Мачу-Пикчу.
[an error occurred while processing the directive]

Отцы и дети: кто кого… учит жизни?

otcy-i-deti
Мне очень импонирует, когда к любому вопросу подходят с уважением. То есть сначала стройная теория, а затем красивая практика.

И с точки зрения теории, в нашем вопросе всё не так просто, как может показаться. Предлагаю обратиться к исследованиям Маргарет Мид – одного из самых известных этнографов мира. Ее мнение заслуживает уважения, так как она – первая, кто стал серьезно изучать мир детства, проблемы социализации детей в различных культурах, природу родительских чувств, соотношение материнских и отцовских ролей и, наконец, способы трансляции культурного опыта от поколения к поколению. Она выделила три вида культуры: постфигуративный, кофигуративный и префигуративный. Давайте разберемся, что это такое и какое отношение это имеет к сегодняшнему вопросу.

Знай одно: (твой взгляд широк от жара,
Паруса надулись — добрый путь!)
Знай одно: что завтра будешь старой,
Остальное, деточка, — забудь.

Марина Цветаева здесь демонстрирует классический пример передачи информации в постфигуртивной культуре: опытная мама учит свою дочку житейской мудрости. Содержание в данном случае не столь важно, хотя посыл лично мне импонирует . То есть информация передается от старших к младшим. И этот тип культуры наиболее распространён в патриархальных, стабильных обществах, где развитие идет крайне медленно. Молодежь полностью зависит от опыта старших, так как они обладают знаниями, необходимыми для выживания. Отсюда почитание старейшин, подчиненное положение молодых, важность чувства преемственности и сильные традиции.

Но так бывает не всегда.

«Великое заблуждение — о мудрости стариков. Старики не мудры. Они только осторожны».

Эрнест Хемингуэй имел полное право сказать это, ведь он прошел войну, которая разделила мир на до и после. В новой, послевоенной реальности не было места для мудрости предыдущих поколений, которые не могли подготовить к таким испытаниям. Отсюда разочарование и горечь этих строк.

Значит, иногда молодым необходим опыт, которого у взрослых нет? Да, если жизненные условия драматично и масштабно изменились (война, иммиграция), то возникает кофигуративный тип культуры. В переломные моменты жизни, когда необходимо приспособиться к новым социокультурным условиям, влияние взрослых падает, а сверстников – увеличивается, и равные учатся у равных. Из-за столкновения ценностных образов может возникнуть «конфликт поколений», формируются молодежные субкультуры.

Но и это еще не всё.

– Вчера долго пытался объяснить бабуле, что работаю программистом..
– ???
– Короче, сошлись на том, что чиню телевизоры и развожу мышей…
Анекдот.

Еще один тип культуры возник совсем недавно, во второй половине ХХ века, когда темпы технических изменений стали столь высоки, что молодежь оказалась гораздо более сведущей и адаптированной, чем взрослые, чей опыт перестает работать задолго до того, как они вышли из активного возраста. И это новейший, префигуративый тип культуры, когда дети учат взрослых. Здесь можно вспомнить многочисленные шутки о том, как бабушки осваивают компьютер.

Итак, вернемся к вопросу: кто кого учит? Отцы или дети? Теперь, зная теорию вопроса, мы можем сказать, что согласно исследованиям антропологов и этнографов, это будет зависеть от типа культуры или субкультуры, в котором живет человек. В традиционных, медленно развивающихся культурах, ориентированных на прошлое (постфигуративных), взрослые будут учить детей. В культурах, ориентированных на настоящие (кофигуративных), с умеренным темпом роста, сверстники учат сверстников. В культурах, ориентированных на будущее (префигуративых), с очень быстрым движением вперед, молодые учат старших. Неизбежным последствием здесь будет потеря уважения к старшим, обесценивание семейных отношений и традиций. Но сильно бояться этого не стоит, так как первый тип культуры никогда не будет вытеснен полностью. При самой невероятной скорости изменений в нашей жизни преемственность поколений сохраняется, иначе общество не сможет существовать во времени. Так же все мы одновременно принадлежим к субкультурам разной степени традиционности и технологичности. Наша бабушка может учить нас семейным рецептам пирогов, а мы ей поможем осваивать скайп. Существовать в этом гармонично нам позволяет гибкость при смене социальных ролей и психологических репертуаров. Но это – совсем другая история.))

[an error occurred while processing the directive]

Ирина Лозовская, Автор особенных путешествий, психолог.
Давайте познакомимся! Напишите мне, я отвечу на все вопросы и буду рада встрече!

shop giày nữthời trang f5Responsive WordPress Themenha cap 4 nong thongiay cao gotgiay nu 2015mau biet thu deptoc dephouse beautifulgiay the thao nugiay luoi nutạp chí phụ nữhardware resourcesshop giày lườithời trang nam hàn quốcgiày hàn quốcgiày nam 2015shop giày onlineáo sơ mi hàn quốcf5 fashionshop thời trang nam nữdiễn đàn người tiêu dùngdiễn đàn thời trang

Подпишитесь на новости и статьи!

И будьте всегда в курсе новых событий!

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Все прошло отлично! Вы подписались!